В середине XV века московские князья стали назначать для управления Пермью Великой своих наместников, а в 1472 году эти земли официально вошли в состав Русского государства. В течение нескольких столетий до конца XVIII века происходили процессы этнической консолидации коми-пермяцкого народа.
Одновременно с укреплением административной власти Москвы проводилась христианизация населения. Однако еще долгое время у местного населения сохранялись языческие верования. Ярким свидетельством симбиоза язычества и христианства стала пермская деревянная скульптура, или «пермские боги» — объемные изображения Христа и святых.
Многовековое соседство с русскими оказало заметное влияние на коми-пермяцкий народ. У двух народов появилось много общих черт в культуре и в быту, сформировались во многом совпадающие семейные обычаи, календарные обряды и праздники. В то же время языческие верования древнего народа, отголоски которых заметны и в настоящее время, и религиозный синкретизм сформировали у коми-пермяков особый взгляд на собственные деяния и окружающий мир.
Древней колыбелью коми-пермяков были многие районы Пермского края, но к концу XVII века во многих из них (Чердынском, Соликамском, Усольском, Карагайском, Ильинском) коми-пермяков практически не осталось.
_____
Пермская деревянная скульптура в зале Пермской государственной художественной галереи. [1980-е гг.] Фотограф: Е. Н. Загуляев.
ГАПК. Ф. ф. Оп.50п. Д.222. Л.5.